Роботизированная коробка передач (также известная как РКПП или AMT — Automated Manual Transmission) представляет собой промежуточное звено между механической и автоматической коробками передач. Она основана на технологии механической коробки передач, но с добавлением автоматического управления переключением передач.
Принцип работы роботизированной коробки передач таков:
- Основа РКПП представляет собой привычную механическую коробку передач с использованием синхронизаторов и раздельного контроля сцепления.
- Вместо того чтобы водитель переключал передачи вручную, электроника и гидравлика применяются для автоматического управления процессом. Это достигается за счет установки специального «робота» или мехатронного блока, состоящего из электромеханических или электрогидравлических активаторов.
- Скоростной режим и переключение передач определяются датчиками и контрольно-управляющим блоком, который определяет наиболее оптимальное время переключения передач на основе информации о текущей скорости, оборотах двигателя, ускорении и стиле вождения.
- В зависимости от конструкции РКПП, робот может управлять одним или двумя сцеплениями. Системы с одним сцеплением работают аналогично механическим коробкам передач, переключая передачи последовательно. Системы с двойным сцеплением (DSG, PDK и т.д.) имеют два независимых вала, один для нечетных, а другой – для четных передач, что обеспечивает более быстрое и плавное переключение.
Особенности роботизированной коробки передач:
- Производительность и экономия: РКПП, как правило, обеспечивает лучшую производительность и топливную экономию по сравнению с классическими автоматическими коробками передач благодаря низким потерям мощности.
- Интуитивное управление: Большинство роботизированных коробок передач имеют два режима работы: автоматический и ручной, позволяя водителю выбирать между комфортом и спортивностью в зависимости от ситуации.
- Стоимость и обслуживание: РКПП может быть дороже по сравнению с механической коробкой передач, но обычно дешевле, чем традиционная автоматическая трансмиссия. Обслуживание роботизированного АКПП может быть сложнее из-за использования сложной электроники и гидравлической системы, однако регулярное техническое обслуживание обеспечит их надежность и долговечность.
- Отзывчивость и плавность: Некоторые роботизированные коробки передач могут демонстрировать меньшую плавность переключения передач по сравнению с традиционными автоматическими коробками передач, особенно при низких скоростях и интенсивном городском движении.